Публикации

Публикации

Публикации

ЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ВЕРА И ЛЮБОВЬ. ОТДЕЛЕНИЕ КАТЕХИЗАТОРОВ

Все начиналось в 90-е, когда наша Беларусь пробуждалась от безрелигиозного оцепенения и прозревала после атеистического дурмана. В таких условиях остро встала необходимость активизации духовно-просветительской работы. Причем начинать нужно было с самых азов – возрождать прежние духовно-образовательные традиции и создавать новые. Для этого нужны были квалифицированные кадры. Но взять их было неоткуда, так как система духовных учебных заведений в Беларуси только возрождалась, а в храмах ощущался острый недостаток священно- и церковнослужителей. Тогда, в 1996 году, благодаря энтузиазму неравнодушных верующих, по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в Минске была основана епархиальная Школа катехизаторов.

Инициатором организации этого учебного заведения выступил известный православный детский писатель Бориса Александровича Ганаго. Школа собрала талантливых и деятельных людей – преподавателей духовных и светских учебных заведении. Вдохновителем и организатором учебного процесса, а также многих направлений учебно-методической работы в течение многих лет была заместитель директора по учебной части Александра Романовна Жилач. Именно тогда, в самом начале пути, основателями Школы были заложены традиции высокой требовательности преподавателей к самим себе, тесного семейного общения между преподавателями и учащимися, создания теплой комфортной образовательной среды. Этим традициям мы стремимся следовать и сейчас.

С 1999 года домом для Школы катехизаторов стал духовно-просветительский центр прихода в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» г. Минска, который можно назвать символом комплексного возрождения христианской жизни в нашем городе. В июне 2014 года Школа катехизаторов в форме отделения стала составной частью Минского духовного училища – учебного заведения, стоявшего у истоков возрождения православного духовного образования в Беларуси, тридцатилетие которого мы торжественно отмечаем в этом году.

Проделав значительный путь становления, отделение катехизаторов, как и Минсчкое духовное училище представляет собой уникальнлое в чсвоем роде учебное заведение, как в масштабе Белорусского Экзархата, так и для всей Русской Церкви.

Отделение предоставляет базовое духовное образование для мирян, а также осуществляет подготовку специалистов в области миссионерского и духовно-просветительского служения для приходов Белорусской Православной Церкви. Целью деятельности отделения катехизаторов являются:

• катехизация и воцерковление верующих и стремящихся к вере;

• духовное просвещение мирян, в особенности молодежи;

• подготовка катехизаторов, преподавателей и экскурсоводов для служения в Православной Церкви.

Результатом накопления определенного опыта и активной учебно-методической и организационной работы коллектива преподавателей и администрации является постепенно выработанная и успешно функционирующая в настоящее время трехступенчатая система образовательного процесса:

Первой базовой ступенью является вводный курс: «Основы Православной веры и христианской нравственности» Он представляет собой начальное духовное образование для мирян и предназначен как для тех, кто готовится к Таинству Крещения и вступлению в Церковь, так и для тех, кто активно живет церковной жизнью, но нуждается в приобретении и систематизации знаний о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, православном вероучении и богослужении. Данная образовательная программа соответствует традиционному для Русской Церкви комплексному школьному предмету «Закон Божий» и представляет собой его современную интерпретацию. Вводный курс рассчитан на один учебный год и включает в себя следующие учебные дисциплины:

• Священная история Ветхого и Нового Завета;

• Основы Православной веры и христианской нравственности;

• Введение в литургику (в православное богослужение);

• Основы церковное пение.

Вторую основную ступень формирует цикл библейско-богословских и гуманитарных дисциплин, в рамках которого предлагается на выбор обучение по специальности «Катехизаторская работа» или на курс «Общая катехизация».

Апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». (1 Пет. 3, 15). Именно этот апостольский призыв – сделать учащихся способными на высоком уровне, понятным современным языком свидетельствовать о православном вероучении и христианской нравственности, является целью образовательного процесса на данной специальности. Катехизаторская работа в современных условиях (евангелизация) имеет более широкую область, чем традиционная катехизация в Древней Церкви. В настоящее время катехизация – это и работа с готовящимися к Таинству Крещения взрослыми людьми, а также с родителями и восприемниками (крёстными) крещаемых младенцев; молодежное, социальное, просветительское и любое другое служение в Церкви. Таким образом, дисциплины учебного плана специальности «катехизаторская работа», с одной стороны, готовит учащихся к активной, осознанной и ответственной христианской жизни в семье, коллективе, обществе и государстве в целом, а с другой – позволяет выпускникам быть специалистами широкого профиля для разносторонней деятельности в приходах и других церковных организациях. Учебным план специальности включает большой набор курсов, формирующих цикл гуманитарных и библейско-богословских дисциплин:

• Священное Писание Ветхого Завета

• Священное Писание Нового Завета

• Деяния апостолов

• Послания апостолов

• Катехизис

• Христианская апологетика

• Введение в святоотеческое богословие

• История древней Церкви

• История Русской Церкви

• Миссиология

• Сектоведение

• Церковнославянский язык

• Церковное пение

• Литургика

• Христианская этика

• Риторика

• Техника речи

При успешном освоении перечисленных учебных дисциплин выпускнику отделения катехизаторов Минского духовного училища выдается диплом установленного образца и присваивается квалификация катехизатор, которая свидетельствует о приобретение знаний и умений, необходимых для того, чтобы свидетельствовать в современном мире о Православной вере, нравственности и духовной жизни, осознанно участвовать в богослужении, просветительской, благотворительной и иной деятельности в церковных приходах и организациях, а также строить свою личную и семейную жизнь, профессиональную и общественную деятельность в соответствии с Православным вероучением.

Особенностью курса «Общая катехизация» при идентичном учебном плане со специальностью «катехизаторская работа» является то, что учащиеся могут посещать занятия по собственному выбору. Сдавать или не сдавать зачеты и экзамены по собственному желанию. По окончанию курса учащимся выдается удостоверение установленного образца с указанием прослушанных учебных дисциплин, а также сданных экзаменов и зачетов, и полученных оценок (если таковые имеются).

Третья степень предлагает модули профессионально ориентированных учебных дисциплин по двум специальностям; «Православная педагогика» и «Экскурсоведение».

Актуальности специальности «экскурсоведение» обусловлена активным развитием в Беларуси православной экскурсионно-паломнической и духовно-просветительской деятельности. К современному православному экскурсоводу предъявляются требования сочетания церковности и богословских знаний с одной стороны и высокой общей культуры, обширной гуманитарной и историко-искусствоведческой подготовки с другой. Цель данной специальности – получение учащимися необходимых теоретических знаний и практических навыков для организации и проведения православных экскурсий и паломнической деятельности. Данная специальность предполагает освоение следующих учебных дисциплин профессионально ориентированного модуля:

• конфессиональная история Беларуси

• экскурсоведение

• методика подготовки и проведения паломнических поездок

• этика и психология межличностных отношений

• природно-хозяйственное краеведение республики Беларусь

• правовые основы туризма

• основы безопасности экскурсионной работы

• история христианского искусства

• культура речи

• церковное чтение и пение

При успешном освоении курсов цикла гуманитарных и библейско-богословских дисциплин, а также профессионально ориентированного модуля выпускнику отделения катехизаторов Минского духовного училища выдается диплом установленного образца и присваивается квалификация экскурсовод, которая свидетельствует об освоение знаний и приобретение навыков, с одной стороны необходимых для сдачи экзаменов для прохождения аттестации в агентстве по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, а с другой – для организации и проведения паломнических поездок и экскурсий в рамках духовно-просветительской работы приходов и других церковных организаций и учреждений. При успешном освоении учебных дисциплин только профессионально ориентированного модуля выпускнику выдается свидетельство установленного образца.

Специальность «православная педагогика» предназначена для подготовки церковных специалистов – преподавателей приходских воскресных школ, а также иных церковных духовно-просветительских программ и учреждений. Предполагает освоение следующих учебных дисциплин профессионально ориентированного модуля:

• История педагогики и психологии

• Православная педагогика

• Православная психология

• Основы возрастной психологии

• Педагогическая этика

• Дидактика и методика обучения

• Семейная психология и педагогика

• Практическое руководство для преподавателей воскресных школ

• Психология познавательных процессов

Кроме освоения теоретических знаний для овладения специальностью учащиеся проходят пассивную и активную педагогическую практику (посещают и проводят занятия в воскресных школах приходов во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, святых апостолов Петра и Павла, а также Всех святых города Минска).

При успешном освоении курсов цикла гуманитарных и библейско-богословских дисциплин, а также профессионально ориентированного модуля выпускнику отделения катехизаторов Минского духовного училища выдается диплом установленного образца и присваивается квалификация преподаватель основ Православной веры, которая свидетельствует об освоение знаний и приобретение навыков, необходимых для работы в качестве преподавателя приходских воскресных школ с учащимися различных возрастных групп, а также в качестве преподавателей факультатива «Основы православной культуры» в средней общеобразовательной школе.

Уникальность отделения катехизаторов заключается в том, что учащиеся получают довольно обширные богословские знания, не оставляя при этом своей профессиональной деятельности и не ломая привычного хода жизни, поскольку образовательный процесс осуществляется по вечерней форме обучения.

На отделении катехизаторов собрался коллектив высококвалифицированных, любящих учащихся и свою работу преподавателей, среди которых: кандидат богословия, настоятель прихода в честь Архангела Михаила г. Жодино, протоиерей Андрей Евдокимов; духовник Минской духовной академии, протоиерей Владимир Уваров; клирик прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» протоиерей Алексей Климов; руководитель Синодального отдела по делам молодежи Белорусского Экзархата, священник Николай Шульмин; бакалавр богословия, священник Артемий Васин; магистры богословия протодиакон Максим Логвинов и диакон Иоанн Лященко; кандидат богословия, доцент Минской духовной семинарии, Алесь Викторович Король; кандидат искусствоведения, архитектор и реставратор, Геннадий Александрович Лаврецкий; кандидаты филологических наук Наталья Ростиславовна Мордас и Зинаида Владимировна Полиенко; магистры гуманитарных наук Светлана Владимировна Мандрик и Андрей Олегович Горанмский, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, Татьяна Фадеевна Пашкович; заслуженная артистка Республики Беларусь, Ирина Вениаминовна Нарбекова; актер театра и кино,преподаватель Минского государственного музыкального колледжа имени И. М. Глинки, Евгений Владимирович Пименов; выпускница Минского духовного училища, регент церковного хора прихода во имя Архангела Михаила г. Минска, Елена Леонардовна Зуёнок; старший преподаватель кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ, Кристина Игоревна Козлова; старейший сотрудник отделения катехизаторов, Елена Федоровна Ярмола, православный психолог, Раиса Владимировна Петрунникова, православные экскурсоводы Наталья Николаевна Величко и Светлана Анатольевна Иеропес и другие.

На отделении сформирована специализированная библиотека богословской, исторической и педагогической литературы и богослужебных книг.

Кроме собственно образовательного процесса администрация и преподаватели отделения стремятся создать теплую семейную атмосферу дружеского братского общения. Это чрезвычайно важно в современном атомизированном мире, поскольку даже православный прихожанин может окозаться одиноким только посещая храм во время богослужений, и не имея друзей единомышленников-единоверцев. С учащимися отделения совершаются совместные богослужения. Это является вершиной духовной жизни и важнейшим фактором сплочения учащихся.

Также учащиеся могут встречаться и общаться в непринужденной обстановке во время проведения мастер-классов и творческих мастерских, встреч с известными отечественными и зарубежными богословами, педагогами, психологами, деятелями культуры и искусства; в ходе деятельности клубов катехизаторов и православных экскурсоводов, просто собираясь на совместные чаепития, которые по древнехристианской традиции называются агапами.

Выходя в огромный мир, который ждет своих делателей на ниве духовного просвещения, выпускники отделения могут реализовать полученные знания и навыки в богослужебной, образовательной, просветительской, благотворительной и иной деятельности Православной Церкви в церковных приходах и организациях; в личной духовной и семейной жизни; профессиональной и общественной деятельности – дать достойный и адекватный ответ о своей вере всем вопрошающим. За время существования Школы и отделения катехизаторов в ней прошли обучение более тысячи человек. Многие выпускники продолжили свое образование в других духовных учебных заведениях. Более 20 выпускника были рукоположены в священный сан, 5 стали монашествующими. Более 70% выпускников несут послушание преподавателей воскресных приходских школ, трудятся на приходах Беларуской Православной Церкви, либо работают в государственной системе образования.

Андрей Олегович Горанский,
магисто гуманитарных наук,
заведующий отделением катехизаторов, доцент;

Светлана Владимировна Мандрик,
магисто гуманитарных наук,
преподаватель отделения катехизаторов

Подробнее ...

БЕЛОРУССКИЙ ЗВОН: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Богдан Владимирович Березкин,

магистр искусств,

заведующий отделением звонарей

Сейчас часто возникают вопросы обустройства, реконструкции колоколен, замены балок и поврежденных колоколов, перенастройки системы звона, соответствующей нормам техники безопасности обустройства колокольни, сохранению слуха звонаря и сохранности колоколов.Традиционная православная колокольня — это набор «разнокалиберных колоколов», попавших на звонницу в разное время. Основное отличие православных колоколен в том, что нет одинаковых ни по тону звучания, ни по количеству колоколов, ни по размеру. В этом и заключается уникальность каждой колокольни.

Основная задача — при настройке яруса звона сохранить всю красоту, неповторимость колокольни, а также ее акустические свойства. В конце 90-х годов XX столетия по благословению протоиерея Игоря Коростелёва в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Минске были открыты курсы звонарей. Позднее, 26 января 2000 года, курсы были преобразованы в Школу звонарей Минской епархии. Особо оптимистичные скептики полагали, что курсы закроются сами собой через несколько лет из-за нехватки учащихся и невостребованности нашей специальности. Но ведь Школе звонарей – ныне отделению звонарей Минского духовного училища — Божией милостью зимой 2016 года будет 16 лет!

В самом начале за основу были взяты образцы сохранившихся традиционных звонов Троице-Сергиевой Лавры, Ростова Великого и Новодевичьего монастыря города Москвы. Было немного неловко: неужели и мы будем тиражировать эти звоны с каждым выпуском звонарей? Нам, слушателям курсов звонарей, говорили о точном «копировании» традиционных звонов, но мы, учащиеся, осторожно добавляли в звон что-нибудь свое. Позднее в описаниях жизни известных звонарей XIX – начала XX века (А. Смагина и К. Сараджева) прочитали о том, что эти мастера всегда старались привнести в свой звон что-то новое — ритмический оборот или прием. Можно предположить, что звонари в храмах, монастырях показывали своим восприемникам способы и приемы звона, но затем звон эволюционировал по мере совершенства мастерства и импровизации. «...Звонарь традиционный – это творец, это послушание «петь Богу», это буквально творчество ради Бога. Грамотный звонарь владеет элементами импровизации, такой звонарь не станет навязывать колоколам звон чужой традиции, а станет родоначальником традиции своего храма, это будет самобытно и в полную силу своего таланта», — считает священник Павел Радин, руководитель школы звонарей Санкт-Петербургской митрополии.

После этих открытий стало как-то легче. Наблюдая за учащимися, со временем преподаватели обратили внимание на тот факт, что обучаемые по одной методике слушатели звонят по-разному! Это было совершенно удивительно! Одна из основных целей наших выпускников — передать звонарские навыки новому поколению звонарей уже на «своих» колокольнях. Со временем из числа выпускников-звонарей в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» к 2002 году сложилось Братство звонарей во имя святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, небесного покровителя звонарей. В 2013 году в Михайловском женском монастыре города Глубокое была написана икона этого святого. В октябре 2014 года промыслом Божиим из Москвы передали частичку его святых мощей. Каждый месяц звонари объединяются в соборной молитве перед иконой святителя Павлина Милостивого в приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». У звонарей много совместных планов и дел: озвучивание престольных праздников в храмах, где нет колоколов, нередка и помощь колокольным звоном при посещении приходов священноначалием, участие мобильной звонницы в крестных ходах, квалифицированная помощь в обустройстве яруса звона и другое.




Возобновляющийся на приходских и монастырских колокольнях звон, как во все времена, «взывал» к сердцам людей. Количество прихожан увеличивалось. Многие люди, услышав хороший звон, пожелали обучаться приемам колокольного звона и нести послушание звонаря. Звонари, окончив Школу, самостоятельно грамотно обустраивали свои колокольни.

Волнение от первых поездок на всероссийские и международные фестивали-конкурсы колокольного звона трудно передать. Но наши выпускники — участники форумов приезжали только с призовыми местами и Гран-при (Всероссийский фестиваль-конкурс «Преображение», г. Ярославль), также белорусы получили специальный приз за церковность звона — один раз за всю историю фестиваля! 1-е и 2-е места на Международном фестивале церковных звонов в городе Супрасле (Польша) и на других фестивалях. Воспитанники белорусской Школы стали желанными гостями престижных колокольных форумов: «Хрустальные звоны» (г. Каргополь, Архангельская обл.), «Колокольный звон пасхальный» (г. Харьков, Украина), «Днепровский звон» (г. Днепропетровск, Украина), «Диканьские звоны» (г. Полтава, Украина), «Благовест Волыни» (г. Луцк, Украина) и других. С 2004 года делегация звонарей Беларуси постоянно участвует в Московском Пасхальном фестивале. В этом году она участвовала в Республике Татарстан во Всероссийском фестивале колокольного звона «Алексеевские перезвоны». Фестиваль проходил в поселке городского типа Алексеевское в храме Святой Живоначальной Троицы в 13-й раз.

Фестиваль — это миссионерство, толкование православной культуры колокольного звона, прекрасная возможность услышать другие звоны, звоны других регионов. Творческий обмен традициями весьма важен. Колокольный звон никак не может и не должен быть застывшей структурой, это живая душа, молитва в бронзе. Практически каждый год на карте нашего фестивального движения появляются новые отметки.

С 2000 года ежегодно в Беларуси проходит фестиваль-праздник колокольного звона». С просветительской целью фестиваль побывал уже во всех регионах нашей республики: Минске, Витебске, Бресте, Калинковичах, Ветковском районе Гомельской области, а в Полоцке был трижды. Последние 5 лет фестиваль обосновался в городском поселке Хотимске (Могилевская епархия), 3-й год подряд он проходит в городе белорусских атомщиков Островце (Сморгонская епархия). С 2003 года праздник колокольного звона собирает своих слушателей в рамках Международного христианского форума «Магутны Божа» (г. Могилев).

В 2011 году состоялись колокольные концерты в рамках фестиваля И. С. Баха в федеральной земле Райнланд-Пфальц (Германия). После одной из таких встреч протестантский пастор в обращении к присутствующим напомнил, что истоки европейского и православного звона одни, и благодарил за сохранение исторических христианских звонов.

С колокольными концертами звонари активно участвуют в просветительских программах «Кладезь» Елисаветинского женского монастыря города Минска. Особенно торжественно и радостно проходят встречи с учащимися общеобразовательных школ, студентами вузов и колледжей, рабочими на предприятиях и другие.

В Белорусской государственной академии музыки 5-й год преподается факультативный курс по изучению традиций колокольного звона. С 2009 года функционирует колокольный класс в детской музыкальной школе № 9 города Минска.

Звонари Братства обмениваются опытом со звонарями колокольных центров Москвы, Петербурга и профессиональными звонарями Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Казани, Архангельска, Новосибирска и других городов.

На белорусский звон уже давно обратили внимание не только в нашей стране. Для преподавательского состава отделения звонарей всегда радостно и волнительно видеть приход новых учащихся. Среди наших выпускников звонари всех епархий Белорусскоой Православной Церкви, представители Украины, России, Литвы, Латвии, Польши, Германии. Наши выпускники организовали колокольные Центры в Гродненской и Витебской епархиях, Тверской епархии (Россия). Специалисты-звонари активно участвуют в воссоздании колокольных наборов древних храмов. Архитекторы, священнослужители и специалисты-звонари профессионально решают вопрос обустройства яруса звона при проектировании и восстановлении колоколен и звонниц.

Вовсе не от архитекторов храмов и настоятелей приходов зависит генеральный план застройки городов. Несогласованность церковного строительства и генерального плана застройки города становится для нас общей тревогой. Колокольные наборы с Божией помощью собираются не один год: из колоколов — пожертвований прихожан, отлитых к знаменательным датам прихода.

Редко бывает возможность появления полного набора колоколов. В 2000 году нам, учащимся Школы звонарей, показывали колокольни с «большим» подбором колоколов с благовестником в 100 кг! На сегодня уже некоторые сельские приходы имеют звонницы с благовестниками в 300 кг и более. А как радуемся мы, когда появляются колокола весом в 1000 кг и больше!

За время существования Колокольного центра в Минске специалистами и нашими выпускниками подготовлено к звону более 160 колоколен, проведены консультации 200 колоколонесущих объектов на территории СНГ и Европы. Подняты на колокольни более 55 тонн колоколов!

Уникальное географическое расположение Беларуси, более чем 1000-летняя история христианства сформировали обширный колокольный фонд. С первых лет работы Курсов и Братства звонарей выстраивается идея проекта создания Музея колоколов. Экскурсионные программы и лекции уже неоднократно проводились со взрослыми и детскими группами. К тому же со дня открытия Школы собралось немало экспонатов и материалов. Музей ждет меценатов и благодетелей!

Подробнее ...

У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ К БОГУ И ОСОБОЕ СЛУЖЕНИЕ ЕМУ

Таисия Александровна Миронова,

доцент Минского духовного училища

 

 

  

   Жизнь наша в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям.

А свет и теплота – это любовь к Богу и ближнему 

Преподобноисповедник Георгий (Лавров)

Божие дело – призвать нас, а наше – со смирением нести своё послушание. Анализируя путь моего служения, хочется отметить главные моменты, которые явились знаковыми и способствовали становлению на путь духовной жизни.

1988 год – год тысячелетия Крещения Руси. Так сложилось, что я тогда работала с хором мальчиков и юношей средней специальной музыкальной школы (11-тилетки, ныне - гимназия-колледж при Белорусской Академии Музыки). По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Белорусского в тот год я сподобилась выступить на Рождество Христово с моим коллективом в Минском епархиальном управлении.

 

С этого времени хор мальчиков стал принимать участие в богослужениях в минском Свято-Духовом кафедральном соборе и в мероприятиях минского епархиального управления. Вот так постепенно всё и складывалось.
Нужно отметить, что 1980-е годы были непростыми. Это были времена безверия. Встречались трудности, которые подчас нелегко было преодолевать, пришлось многое выдержать и перенести. Но все это было своеобразной проверкой «на прочность», а испытания оказались полезными и благодатными для души.Знаменательным стал для меня 1991 год, когда я была приглашены в Минское духовное училище в качестве преподавателя церковного пения, где и поныне с радостью несу свое послушание. Первые годы я перенимала опыт работы у моей коллеги Сморгович Валентины Ивановны – выпускницы регентского отделения Ленинградской духовной академии.

Тогда было два предмета: гласовое пение и сольфеджио. Обучение продолжалось один год. В группах насчитывалось по 25–30 человек. В училище тогда в основном занимались люди уже имевшие жизненный опыт и желавшие получить знания в области богослужения. Мы изучали тропарные и стихирные гласы по Обиходу нотного церковного пения Санкт-Петербургской Придворной певческой капеллы. По окончании обучения они получали специализацию регент м регент-псаломщик.

С течением времени появилась возможность увеличить срок обучения до двух, а далее – до трех лет. Появились новые учебные дисциплины. Были усовершенствованы учебные планы и программы. За годы работы в Минском духовном училище круг мое         й деятельности расширился. Сейчас я являюсь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин: «Сольфеджио», «Гармония», «Аранжировка», а также веду специальное дирижировалние у регентов.

Также полезным для меня был опыт работы с камерным и концертным хором Минского духовного училища. Вообще работа в училище стала важной вехой на пути моего духовного становления и на сей день приносит мне глубокое удовлетворение, так как я имею возможность передавать свой профессиональный опыт и знания молодым людям, желающим посвятить себя служению на благо нашей Православной Церкви.

2019 год – особый для всех нас. Минское духовное учиилище отмечает 30-тилетний юбилей своей деятельности. Мы радуемся тому, что наши воспитанники пополняют причты храмов Белорусской Православной Церкви, продолжая и украпляя лучшие традиции, заложенные в Минском духовном училище еще во времена его основания.

Минское духовное училище – ровесник Белорусского Экзархата, одна из первых ласточек духовного возрождения на нашей белорусской земле. За прошедшие годы оно прошло большой путь от одногодичных регентских курсов до современного духовного учебного заведения.

Но наше духовное училище – это не просто учебное заведение, это духовная семья, в которой всех связывают духовно-родственные отношения, где все учатся относиться друг к другу и вообще жить пот христиански: с любовью, заботой и терпением.

С особым вниманием мы преподаватели должны относиться к личности каждого учащегося. С другой стороны, и мы сами призваны воспитывать наших подопечных не только словом, но личным добрым примером. Наша задача – не только сообщить учащимся знания, но способствовать формированию людей высокой внутренней духовной культуры.

Особенность духовного училища – ориентация на практику, то есть постоянное участие в богослужении, в результате чего учащиеся не просто узнают, но непосредственно приобщаются к духовным традициям Церкви, получают бесценный опыт молитвенного общения.

Нам, преподавателям старшего поколения, приятно, что рядом с нами трудятся наши молодые воспитанники, которые перенимают опыт и продолжают добрые традиции. Отрадно, что в последнее время вышла на новый качественный уровень учебно-методическая работа. Развивается концертная деятельность училища, способствующая расширению связей и дружеских контактов.

В настоящее время Минское духовное училище – одно из ведущих духовных учебных заведений Белорусского Экзархата, уникальное в своей сфере, которое осущшествляет свою деятельность по благословению Преосвященнейшего Павла, митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси под руководством директора – протоиерея Иоанна Задорожина.

Подробнее ...